Когда День искупления Йом-кипур в 2021
В истории еврейского народа есть 2 самых важных для каждого иудея праздника: Рош ха-Шана, означающий начало нового года в лунно-солнечном календаре, и Йом-кипур, который следует ровно через 10 дней покаяния после него. Оба события имеют большое значение для всех иудеев, правилам подготовки и проведения их следуют строго все, даже светские личности, которые обычно не особо обращаются внимание на какие-то ограничения и традиции.
Содержание
История праздника
33 века назад, в Синайской пустыне, Моисей поднялся на Сионскую гору и стал пред лицом Всевышнего, моля Его простить евреям грехи за поклонение золотому тельцу. Бог тогда сильно гневался, и хотел истребить весь их род на корню. Но горячие молитвы Моисея подействовали на Него, и прощение было получено.
Пророк спустился с горы, неся новые скрижали с десятью заповедями и радостной вестью, что Бог по его слову простил народ иудейский. С тех пор в этот день празднуют евреи всего мира день Суда Йом-кипур и каждый раз надеются на Божью милость и всепрощение, принося плоды покаяния.
Дата, начало и конец Йом-кипур
Это бывает обычно 10 числа первого месяца тишрей по солнечно-лунному еврейскому календарю. Считается, что именно в этот Судный день Всевышний, рассмотрев поведение каждого, сопоставив его грехи с искренним раскаянием, может простить все, и дать благословение на следующий год.
Йом-кипур в 2021 году
Это сутки с вечера 15 сентября до заката 16-го.
Традиции, что можно и нельзя делать
Талмуд – главная книга евреев, предписывает на Йом-кипур ряд требований и ограничений, которым должен строго следовать каждый, вне зависимости от возраста (дети с 13 лет), социального положения, пола и состояния здоровья (по усмотрению раввина).
Пост для детей
Дети до 9 лет не держат пост, с 9 до 13 – частично, с 13 – наравне со взрослыми.
Запреты на Судный день – нельзя:
- пить, принимать пищу на протяжении 25 часов;
- мытья (можно только омывать пальцы после туалета или сна);
- мазаться елеем;
- надевать кожаную обувь;
- применять косметику;
- работать;
- исполнять супружеский долг.
Нужно:
- усиленно молиться,
- каяться,
- прощать обидчиков,
- самому у всех просить прощения,
- подавать милостыню,
- быть на всех службах в синагоге,
- следовать традициям предков и правилам Торы.
Аналог
Собственно, этот праздник схож с Прощенным воскресеньем в православии, которое начинает Великий пост, и имеет ту же суть, но Йом Кипур предписывает ряд ограничений и строгих правил, таких важных для каждого еврея.
Древняя традиция праздника – капарот. Когда-то люди крутили над головой курицу при произношении молитвы, и считалось, что она таким образом выбирает грехи того, кто производит обряд. Затем ее приносили в жертву. Сейчас же многие иудеи откупаются денежными приношениями, которые идут на благие цели, раздачей милостыни, поминанием умерших родственников.
Сутки праздника начинаются и заканчиваются усиленными молитвами, покаянием в грехах и обещании их не повторять впредь. На этот период евреи облачаются в белые одежды, свидетельствующие о чистоте их помыслов и желаний. В синагогах идет череда обрядовых молитв, а в конце трубит шофар, призывая еще раз вспомнить о Божьем Суде, чтобы успеть вымолить себе прощение на весь следующий год.
Важно! Все родители стремятся перед этим благословить детей, даже если они далеко от дома – хотя бы по телефону или другим средствам связи.
Как празднуют в Израиле
Йом Кипур в этой стране – день не рабочий. Закрывается все: магазины, аптеки, кинотеатры, госучреждения, по улицам не ездят автомобили, не ходят люди, закрыты даже аэропорты и границы, не ездит общественный транспорт. Нигде не встретишь жующего или разговаривающего по телефону человека, везде тишина, спокойствие, все чтят пост и по возможности ему следуют. Работают только службы экстренной помощи, на улицах можно увидеть лишь детей на велосипедах.
Для справки! Забывая на сутки о тщетных земных делах, евреи истово молятся, испрашивая оставления грехов, пересматривают все свои поступки за год, стараются всех простить, и самим вымолить прощения за какие-то невольные обиды или слова.

Даже люди светские, обычно не следующие никаким религиозным требованиям, стараются, если уж не выполнять в строгости предписания этих суток, то уехать куда-то подальше. То есть, главное – соблюсти публичность, а что уж ты там делаешь в своем закрытом мирке, никого не интересует, это дело каждого в его отношении к Богу.
Накануне праздника
Начинается все с миквы (обряда омовения), который совершают после полудня. До захода солнца едят обильную «прерывающуюся» трапезу. Перед постом (25 часов голодания) необходимо усиленно подкрепиться. На стол выставляют блюда из курицы, креплах (супчик с пельменями), салаты, компот, медовые пряники и сладкий цимус.
Когда до заката остается 18 минут, прекращают есть и пить, зажигают в домах традиционные свечи. Затем отправляются в синагогу на первую из пяти праздничных служб, вечернюю. Она называется маарив. На следующий день следуют еще четыре:
- утренняя (шахраит), после которой следует расплатиться с имеющимися долгами, раздать цдаку (милостыню), быть приветливыми и дружелюбными со всеми;
- полуденная (мусаф);
- послеполуденная (минха), в конце ее – видуй (стоя, с наклоном вперед, ни на что не облокачиваясь). Во время нее человек должен искренне каяться, стуча кулаком в грудь, шепотом произносить грехи свои и обещать их не повторять больше. Это основа тшувы;
- предвечерняя (неила), завершающая процесс очищения.
После этого, как считается, закрываются Небесные врата милосердия, и последняя возможность получить прощение уже недоступна до следующего праздника. Затем трубит шофар, все приветствуют друг друга, желают встречи в Иерусалиме в следующем году и расходятся по домам.
9 минут
Полагается в это время есть много, больше обычного, как бы в исполнение заповедей, чтобы были силы на молитву и пост. Больным можно есть в несколько приемов с перерывом в 9 минут в разрешенном объеме.
Как празднуют по окончании поста
Все произносят поздравления: «Гмар хатима това!», таким образом, желая каждому доброго окончательного подписания. Дома зажигают свечи, садятся за праздничный стол, желают всем мира и добра на последующие 12 месяцев.
Перед праздничным застольем совершается гавдала – краткая молитва, которая призвана разделить праздничное и будничное. Это является сигналом, что уже можно есть, пить, веселиться и радоваться: мы прощены, Господь смилостивился, и за наше раскаяние подарил нам отпущение грехов.
Теперь нужно весь год следить за своим поведением, чтобы к следующему празднику не накопилось много грехов, за которые нужно будет опять нести ответ и вымаливать у Бога прощение.